Duminică, 05 Mai 2024, 20:42
Home Sign Up RSS
Welcome, Vizitator
Section categories
Our poll
Din ce domeniu al medicinii sunteţi ?
1. Student
2. Neurologie
3. Rezident Neurologie
4. Alt domeniu
5. Psihologie
6. Neurochirurgie
7. Rezident Neurochirurgie
Total răspunsuri: 196
Chat Box
Statistics

Total Conectaţi: 1
Oaspeţi: 1
Utilizatori: 0
Home » 2008 » Decembrie » 10 » Cловарь терминов московской концептуальной школы
20:43
Cловарь терминов московской концептуальной школы
А АББРЕВИАТУРНОСТЬ (аббревиатурное прочтение, аббревиатурное зрение) — отношение к визуальному ряду как к тексту, составленному из сокращений. Аббревиатурное видение мира опосредовано наличием бессознательных аббревиатурных структур в глубинах памяти и языка. В. Тупицын. Московский коммунальный концептуализм, 1996. АБСОЛЮТНАЯ КАРТИНА — «Джоконда», «Сикстинская мадонна», «Смерть Марата», «Слепцы» Брейгеля и «Меланхолия» Дюрера - все это абсолютные картины. Абсолютная картина - это такая картина, которая с максимальной полнотой и выразительностью аккумулирует в себе коллективное сознательное и коллективное бессознательное. Можно также сказать, что абсолютная картина не толь- ко аккумулирует, но и формирует коллективное сознательное и бессознательное. Это те картины, без которых невозможно представить историю искусства. При составлении свода таких картин их количество оказывается — по сравнению с океаном искусства вообще — сравнительно скромным, около 50. Это в масштабах общеевропейской культуры. Однако возможно определить абсолютные картины в рамках отдельных национальных культур и этот «региональный» свод не совпадет с общеевропейским. Например, в русский список обязательно войдут «Иван Грозный убивает своего сына» или «Купание красного коня» — картины, которые не входят в так называемый большой свод. В. Пивоваров. «Дачная тетрадь» из цикла «Серые тетради». АВТОР — именно Автор с большой буквы в риторике Программы работ означал псевдоним физического автора Льва Рубинштейна (ср. коллективный псевдоним В.Комара и А-Меламида - «Известные художники 70-х годов XX века») и отчасти пародировал идею романтического автора-демиурга. Был важным принципиальный разрыв между наличием Автора и предельно неавторским стилем текстов самой Программы. Л. Рубинштейн. Работы 1975г. АГЕНТ — специфическое состояние заброшенности и отчуждения от происходящего, при котором человеку кажется, что он агент чего-то, ему самому неведомого, десантированный без какого-либо задания и не принадлежащий ни к какой агентуре. Состояние агента нефункционально: он равномерно отчужден от всего («для Агента все ступени скользкие»). Предполагается, что это эйфоризированная контрверсия паранойи. Термин С. Ануфриева 1989 г. Определение предоставлено П. Пепперштейном. АГЕНТЫ (И АГЕНТСТВА) ДИСТОПИИ (Agents of dystopia) — смысловые и визуальные повороты (ритурнели), нарушающие однонаправленный характер утопической репрезентации и деструктурирующие пространства утопической антиципации. М. Тупицына. Playing the Games of Difference. In Artistas Rusos Conlemporaneos, Sala de Exposicions, Santiago de Compostela, 1991. АГРЕССИЯ МЯГКОГО — маркирует неизбежную зависимость говорящего от, казалось бы, случайно производимой им речи, невозможность полностью внешней позиции. Пустотность постоянно заполнена мягкими остовами когда-то произведенных речевых актов, обращенных не (такова видимость) к Другому, а в пустоту. «Агрессия мягкого» — название перформанса группы «Рама», состоявшегося 19 февраля 1989 года в присутствии 11 зрителей. В процессе перформанса накладывались звукозаписи М.Рыклина и А. Монастырского. М.Рыклин, АМьчук. РАМА. Перформансы, Москва, Obscuri Viri, 1994. АЛИЯ — умопостигаемое состояние вещей, возврат к которому порождает реалию. Термин С.Ануфриева 1989г. Определение предоставлено П. Пепперштейном. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ДРЕВО — потенциально бесконечный процесс самопорождения объектов искусства путем последовательной фрагментации. И. Чуйков. Аналитическое древо (Stammbaum der Analyse), 1994. АНТИГРАВИТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ (АГМ) — сюжетика «постепенного» (а не «мгновенного») расширения вселенной, проявляющаяся в различных формах, сменяющих друг друга (например, «после растений АГМ возглавили насекомые» и т.п.). С. Ануфриев. На склоне горы, 1993. АПТ—ART ( от англ. apartment, Apt., — квартира) — название галереи у Н. Алексеева, которое потом приобрело значение названия направления в московском концептуализме. Термин возник в 1982 г. в разговоре М. Рошаля и Н. Алексеева при участии С. Гундлаха. АРТИФИКАЦИЯ (артификационный каприз, артификационное искажение) — высказывание (артикуляция), имеющее вид «произведения искусства». П. Пепперштейн. Идеологизация неизвестного, 1988. АТРИБУТЫ — класс подарочных концептуальных объектов, вручаемых в кругу Номы и построенных на шизоаналитических отношениях к «Иерархиям аэромонаха Сергия». Введен в практику А. Монастырским в 92—94 годах. Б БАКШТЕЙН-ФУНКЦИЯ — универсальный оператор актуальности в кругу московского концептуализма 90-х годов. М. Рыклин. Два голубя, 1996. В книге «Искусство как препятствие», М., Ad Marginem, 1997, с. 150. БАЛЛАРЭТ (принцип) — боковое, выборочное и буквальное иллюстрирование неких побочных версий, ложных идей, фантазматически возникающих в процессе чтения какого-либо текста (в особенности детективного и пр.). Тем самым «принцип Балларэт» как бы закрепляет краевые, необязательные, кратковременные ментальные слипания, придавая им за счет иллюстрирования статус актуальных и основополагающих. Название связано с эпизодом из рассказа А.Конан Дойла «Тайна Боскомской долины». Ю.Лейдер- ман. «Балларэт и Конашевич», 1989; МГ. «Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)». — Инспекция «Медицинская Герменевтика», Идеотехника и Рекреация, М., 1994. БГР и БСП (Большой Гнилой Роман и Большое Связное Повествование) — имеются в виду два типа Гипернарратива -литературный и исторический. Доминирование первого приписывается России, доминирование второго — Западу. МГ. Зона инкриминаций. Текст-триада «По поводу Большого Гнилого Романа», 1988. (Термин П. Пепперштейна.) БЕЛАЯ КОШКА — означает возможность ускользания и, в то же время, освежающий импульс, содержащийся в глубинах этого ускользания, благодаря чему Б. К. является гарантом герменевтической интриги, а также пружиной биографического аттракциона. Б. К. - это «рессорная прокладка в машине детриумфации». П. Пепперштейн. Пассо и детриумфация, 1985—1986. П. Пепперштейн. Белая кошка, 1988. БЕЛОЕ БУМАГИ ИЛИ КАРТИНЫ — двузначное понятие, целиком зависящее от ориентировки, «аккомодации» сознания зрителя: считать ли это «белое» просто ничем, пустой, ничем не заполненной поверхностью, ожидающей текста или рисунка или экраном, на который из бесконечной глубины на зрителя идет яркий, «позитивный» свет из загадочного источника. И. Кабаков. Рассуждение о 3-х слоях... МАНИ№ 1, 1981. «А-Я» № 6, 1984. БИС-ПУСТОТНИКИ — художники, достигающие минимальности содержания путем парадоксального нагнетания повествовательных аллюзий — К.Звездочетов, Перцы, В.Захаров и др. Ю.Лейдерман (совместно с М.Скрипкиной, В.Кожевниковым). «Сварщики и Бис-Пустотники», 1987. БУКВАРНОСТЬ — одна из эстетических категорий МГ (связанная с эстетикой простоты), становление которой продемонстрировано в книге МГ «Латекс». МГ. Латекс, 1988. БУТАФОРИЯ (И ГРАФОМАНИЯ) — два полюса расслоения жанра инсталляций. Под «бутафорией» здесь понимается нагромождение предметов (картин, реди-мейдов и прочих художественных объектов), лишенное всякой связности и каких-либо сюжетных оправданий. Соответственно, «графомания» представляет однородный фон текстовых связей и интерпретаций, лишенный всяких предметных опор и озабоченный лишь продуци- рованием само сеоя в цепи бесконечных версификаций. Ю.Лейдерман. «Бутафория и Графомания». — Наилучшее и Очень сомнительное. М., 1992. В ВАРУМ-ВАРУМНЫЕ ДЕЛА — зацикленность на причинно-следственных связях, на объясняющем дискурсе, от нем. warum — почему. Ю.Лейдерман. «Полет, уход, исчезновение» — Flug entfemung verschwinden. Kon^eptuelle moskauer Kunst, CantT. Verlag, 1995. ВИРТУАЛЬНЫЙ — как бы существующий. Как бы - здесь ключевое слово, кстати весьма распространенное в дискурсе. Ср. виртуальные частицы (физ.), виртуальная реальность и т.д. И. Чуйков. Виртуальные скульптуры, 1977. ВЛИПАРО — погружение в контекст. («Уральский углозуб» — тождественное словосочетание у А. М.). В. Сорокин. Рассказ «Памятник», 1983. ВОК (Высшая Оценочная Категория) — оценка по ВОК в инспекционной практике МГ выставляется спонтанно и не может быть рационально истолкована. Можно сказать, что эта оценка демонстрирует отказ от оценки и одновременно осознание невозможности такого отказа. МГ. Инспекционные блокноты, 1988. ВЫРУБАНИЕ ГАРНИТУРОВ — выявление на чужих смысловых территориях механизмов, функционирующих одновременно в режимах свой, чужой, другой. В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов. г ГАЙСТПАРУНГ (Geist+Paarong) — духовное спаривание. Термин Е. Елагиной, 1983. См. в книге И. Макаровича «Книга продолжений», 1983. ГАНТЕЛЬНАЯ СХЕМА — демонстрационный элемент события, состоящий из его организаторов и зрителей. А. Монастырский. Предисловие ко 2-му тому «Поездок за город», 1983. ГАРНИТУР — смысловой баланс, создаваемый в творческо-временном пространстве, стилистически и идеологически разрозненном, удерживающий части этого пространства от распадения. В. Захаров. Серия работ начала 90-х годов. ГНИЛОЕ БРИДО — образ распадающейся материи, энтропия мира. В. Сорокин. Рассказ «Кисет», 1983. ГНИЛЫЕ БУРАТИНО — население «миров и сфер непостоянства». А. Монастырский, В. Сорокин. Предисловие а. Сергия к Первой Иерархии, 1986. ГНИЛЫЕ МЕСТА ЗОЛОТОГО НИМБА — эстетическая критика наиболее сакральных мест любых идеологий. Термин А. Монастырского. КД. Акция «Нажимать на гнилые места золотого нимба», 4 т. ПЗГ, 1987. ГНИЛЫЕ ТЕКСТЫ — тексты, не способные «засохнуть» во временном пространстве. В. Сорокин. Из разговоров начала 80-х годов. ГНОЙНОЕ — состояние метафизического хаоса. В. Сорокин. Из текстов и разговоров начала 80-х годов. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖАЖДА — парадоксальное сочетание слов, которое связывает умозрительную потребность в познании с физиологическим процессом. Имеется в виду представление о русском «коллективном бессознательном» как о едином нерасчлененном «теле», мучительно желающем узнать о себе, что оно есть «на самом деле». И. Кабаков. Гносеоло- гическая жажда, 1983., опубл. «Жизнь мух», Кельн, 1993. ГОРГОНАЛЬНОСТЬ (ГОРГОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ) — «прямой взгляд», ведущий к «прямому действию», как главенствующая интенция западной культуры. С. Ануфриев. Пантагрюэль бокового зрения, 1989. ГРАФОМАНИЯ - см. БУТАФОРИЯ ГУГУЦЕ синдром — синдром тотального непонимания (противоположный синдрому Тедди). Назван по имени героя рассказов молдавского писателя Иона Друце. Шапка Гугуце - эффект внезапного тотального непонимания, который иногда «накрывает» одного или нескольких человек («Шапка Гугуце» - название книги Иона Друце). МГ. Диалог «Тедди», 1988. Д ДВОЙНОЕ ПОСЛЕ (Double after) — имеет отношение к репрезентации неприглядных сцен городской жизни в работах постсоветских фотографов — всех тех, чье «после» является отсроченным по отношению к столь же неприглядному «до», с которым было покончено «после» Революции. (Это первое «после» — важнейший риторический ингредиент советской фотопродукции 20-х и 30-х годов.) М. Тупицына. Photography as a Remedy/or Stammering. in Boris Mikhailov Unfinished Dissertation, Scalo, Zurich/New York, 1998. ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ЗНАКОВОЕ ПОЛЕ — система элементов пространственно-временного континуума,сознательно задействованная авторами в построение текста конкретного произведения. Одна из двух составляющих корреля- тивной пары «демонстрационное знаковое поле — экспозиционное знаковое поле». Формообразование этого соотношения в дискурсе КД строится на элементах события, которые в равной степени могут относиться и к одному, и к другому члену коррелятивной пары («категории КД»): хождение, стояние, лежание в яме, «люди вдали», движение по прямой, «незаметность», свет, звук, речь, группа, слушание слушания и т.д. А. Монастырский. Предисловие к 1-му тому «Поездок за город», 1980. А. М. Земляные работы, 1987. ДЕТРИУМФАЦИЯ — Состояние, в котором та или иная вещь освобождается от своего бытия в качестве именно этой вещи, выходит из состояния «триумфа», которым является ее встроенность в определяемость мира. П. Пепперштейн. Пассо и детриумфация, 1985-1986. ДИССИДЕНТСКИЙ МОДЕРНИЗМ (Dissident modernism) — определяет неофициальное искусство 60-х годов. М. Тупицына. Avant-Garde and Kitsch, in:M. Tupitsyn. Margins of Soviet Art, Giancarlo Politi Editore, Milan, 1989. ДУПЛЕТЫ (Doublets) — комические и занижающие мифы, которые создавались соцартистами в качестве негативного до- полнения по отношению к официальной мифологии. М. Тупицына. Sots art: The Russian De-constmctive Force, in: M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986. Е ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ — динамичное социокультурное пространство, местонахождение которого возможно определить только при знании его стилистико-мифологической топографии. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. -Кельнский Кунстферайн. Издательство «Кантц», Остфильдерн, 1995. 3 ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ — высшие онтологические и «культурные» иконы детских текстов и иллюстраций. Как всякие иконы, ЗАЙЧИКИ и ЕЖИКИ находятся вне трансмутаций и представляют собой нетленные метаколонны внутри онтологических вихрей. В. Пивоваров. «Метампсихоз», 1993. ЗАПАД — выступает в качестве супер-эго по отношению к России, доказательством чего служат постоянный протест против Запада и желание выйти за пределы западной культурной нормы, столь характерные для русской культуры. Б. Гройс. Die Erfindung Russlands. Hanser, Munchen, 1993. ЗАРАЖЕНИЕ — процесс размывания формально-стилистических канонов при удержании смысловых неизменными. В. Захаров. См. работы группы «Инфекционная», 1989. ЗОНДИРОВАНИЕ (ЗОНД-РАБОТЫ) — инструментальное действие (работа), выполняющее ту или иную задачу автора и не имеющее самостоятельной ценности. В. Захаров. «Слоники», «Папуасы» и др. МАНИ №3 и 4,1'982. И ИДЕОДЕЛИКА — «психоделические» манипуляции с идеями и идеологическими конструктами, а также галлюциногенный или онейроморфный слой, содержащийся в составе идеологии. П. Пепперштейн. Введение в идеотехнику, 1989. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФАКТУРА (Ideological factura) — эффект наложения советских идеологических клише на чисто формальные, технологические аспекты живописи — цвет, материалы — все то, что связано с традицией станкового искусства. М. Тупицына. Sots art: The Russian De -constructive Force, in: M. Tupitsyn, Sots Art, The New Museum of Contemporary Art, 1986. ИДЕОТЕХНИКА — учет и каталогизация технических приемов, применяемых в ходе идеологического производства или же идеологического творчества. П. Пепперштейн. Введение в идеотехнику, 1989. ИЕРАРХИИ АЭРОМОНАХА СЕРГИЯ — системы иерархий в кругу МАНИ-НОМЫ, введенные А. Монастырским и В. Сорокиным (при участии С. Ануфриева; слово «аэромонах» придумано Ю. Кисиной) в 1986 г. (первая иерархия: «Перевод обсосов военного ведомства МАНИ на положение резидентуры»). ИЛЛЮСТ — порождаемый механизмами иллюстрирования фантазм, являющийся переносчиком наслаждения (люста), генератором которого можно считать «либидо иллюстрирования» (либидо произвольной визуализации). МГ. Идеотехника и рекреация, 1989. (Термин П. Пепперштейна.) ИМПЕРСКИЙ ЦЕНТР — редакционная инстанция, заведующая выработкой норм материализации речи и опредмечивания языка. МГ. Зона инкриминаций, 1988. (Термин П. Пепперштейна.) ИМ/ПУЛЬС ПРОСЛУШИВАНИЯ (Im/pulse to hear) — мое добавление к принадлежащему Розалинде Краусс определению визуального модернизма как «импульса смотрения» («the im/pulse to see»). Это добавление подчеркивает тот факт, что, в отличие от западного, советский (послевоенный) модернизм тяготел к фоноцентризму. М. Тупицына. About Early Soviet Conceptualism, in: Conceptualist Art: Points of Origin, Queens Museum of Art, New York, 1999. ИНСПИРАТОРЫ — объекты (процессы) экспозиционного знакового поля, порождающие мотивационные контексты эстетической деятельности. Чаще всего этот термин относится к элементам (процессам) строительного, топографического, экономического и других коллективных дискурсов. А. Монастырский. Земляные работы, 1987. ИОП — интеллектуально-оценочное пространство (сознания зрителя). В демонстрационном поле акций КД временной вектор интеллектуального восприятия действия (дособытийного, событийного и послесобытийного). Попытка зрителем рассудочно объяснить себе происходящее. Н. Панитков. О типах восприятия, возможных на демонстрационном поле акций КД, 1985. ИПП (Индивидуальное Психоделическое Пространство) — почти недостижимый горизонт устремлений МГ. Впоследствии описывалось как неоднократно достигаемое в многообразных вариантах. МГ. В поисках ИПП, 1988. ИСКУССТВО ФОНОВ — такого рода произведения, в которых сознание зрителей является составляющей эстетического акта и конкретного произведения, и самого направления «искусства фонов». Чаще всего речь идет о произведениях с акцентированием пауз и осознанной работы с ними (Кейдж, Кабаков, КД и т.п.). А. Монастырский. Об искусстве фонов, 1982-83. Текст акции КД «Перевод», 1985. К КАПРОМАНТИЯ — гадание по фекалиям. В переносном смысле — мнение, что «судьба» содержится в «отходах». П. Пепперштейн. Капромантия, 1987. КАТЕГОРИИ КД — ряд эстетических методов и приемов, используемых группой КД чаще всего для построения события как «демонстрации демонстрации» (хождение, стояние, лежание в яме, «люди вдали», движение по прямой, остановка, выход, составление, «незаметность», свет, звук, крик, стук, речь, группа, повторы, слушание слушания и т.д.), но которые также могут иметь и самостоятельное значение. В частном смысле — серия объектов А. Монастырского к акции КД «Обсуждение». КД. Описательный текст акции «Обсуждение», 1985. А. Монастырский. Предисловие ко 2-му тому ПЗГ, 1983. А. М. Закрытый город, 1985 (с. 407-408 в книге ПЗГ). КДЦ (Коллективный Дискурс Детства) — детство как культурная ниша, обслуживаемая различными культурными индустриями (детская литература, иллюстрации книг, кино, детские телепередачи, производство игрушек, детские журналы, дизайн детских площадок, детских садов, магазины для детей, детское питание и т.д.). МГ. Шубки без швов, 1989. (Термин П. Пепперштейна.) КЛАВА — сокращенное наименование «Клуба авангардистов». Термин введен С. Ануфриевым и С. Гундлахом в 1987г. КНИГА ЗА КНИГОЙ — принцип текстообразования и экспонирования, разработанный в практике МГ: информационные блоки (книги, серии и т.п.) следуют не непосредственно друг за другом, а проложены пустотой, промежутками, чей объем должен несколько превышать объем информационных блоков. Термин П. Пепперштейна. МГ. Объект «Книга за книгой», 1988. Вторая выставка КЛАВЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ТЕЛА — тела, закрепляющие свое единство на уровне речи и тем самым не поддающиеся разложению на составляющие индивидуальные компоненты; линия тела в них непроработана, линия же речи переразвита. Идеология коммунизма была возможна лишь в климате, созданном преобладанием таких тел. М.Рыклин. «Сознание в речевой культуре», 1988 (также см. ряд эссе в книге «Террорологики» Москва—Тарту, Эйдос-Культура,1992). КОЛОБКОВОСТЬ — мифологическая фигура «ускользания» в эстетическом дискурсе московской концептуальной школы. И. Бакштейн, А. Монастырский. Вступительный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986. КОЛОБОК — испеченный шарик теста, персонаж многих русских сказок, катящийся по дороге, постоянно убегающий от того, кто его собирается съесть: лисы, волка, медведя и т.д. Удачный образ того, кто не хочет быть опознанным, названным, прикрепленным к какой-то определенной роли, к какому-то месту, ускользающий от всего этого. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993. КОЛУМБАРНЫЕ МАШИНЫ — объекты, аппараты, инсталляции, призванные остановить поток интерпретационного производства и иллюстрирования. Мыс- лясь как альтернатива «машинам безбрачия» (термин, инспирированный французским литературоведом Мишелем Карружем), занятым, по Делезу, «производством потребления» и дающим «галлюцинациям их предмет, а бреду - его содержание», К.М. разрушают предзаданный контекст (в основном, путем различных темпоральных манипуляций), возвращая его к чистой случайности текста с его всегда отсутствующим автором и недоступным содержанием. Ю Лейдерман. Колумбарные машины. — Имена электронов. СПб, 1997. КОММЕНТАРИЙ — смещение внутреннего интереса с изготовления «предмета» — романа, картины, стихотворения — на рефлексию, на создание сферы дискурса вокруг него, на интерес по выявлению его контекста. Уверенность, что «комментирование» намного глубже, интереснее, «креативное» самого объекта комментирования. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993. КОМНАТА ОТДЫХА — экспозиционное пространство, в котором кристальная ясность концепции, стиля, мотивировок автора оборачивается тотальной тупиковостью для зрителя. С. Ануфриев, В. Захаров. Тупик нашего времени. — Pastor Zond Edidion, Кельн—Москва, 1997. КОНАШЕВИЧ (принцип) — многоразовое последовательное применение принципа Балларэт, огибающая практика, создающая метаиллюстративную поверхность, очерчивающую Индивидуальное Психоделическое пространство. Назван по имени видного советского иллюстратора В.Конашевича. Ю.Лейдерман. «Балларэт и Конашевич», 1989; М Г. «Тайна Боскомской долины (Балларэт и Конашевич)». Инспекция «Медицинская Герменевтика», Идеотехника и Рекреация, М., 1994. КОНЕЦ ГЕОГРАФИИ — причина, которая вызвала современное общественное самочувствие «конца истории», так как исчерпались культуры, доселе друг другу неизвестные. Это объясняет «конец прогресса», уничтожение идеи «человечества», низведение в ничтожество «человечества» и «человеческой истории» как категории — с одной стороны, с другой — становится понятной апологетика «личности» и «личной истории» в современном обществе. С. Гундлах. Конец географии, 1990. КОНКЛЮЗИИ — в XVII-XVIII веках в духовных семинариях Западной Украины имели хождение гравированные таблицы, соединяющие сложные символико-метафорические изображения с об- ширными текстовыми вставками. Эти таблицы назывались конклюзиями и использовались в качестве тезисов, рамирующих религиозные диспуты и семинары. Во многих отношениях конклюзии близки к альбомам. В начале 70-х годов, когда жанр альбома еще не имел своего твердого названия, конклюзии было одним из «рабочих» названий этого жанра. В. Пивоваров. Альбом «Конклюзии», 1975. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНИМАЛИЗМ (зооморфный дискурс) — зоологическая знаковая конвенция, выступающая как опосредованность между «двумя текстами» в концептуальном произведении — инспиратором и конкретным демонстрационным высказыванием. А. Монастырский. Концептуальный анимализм, 1989. А. Монастырский. Фрагмент зооморфного дискурса, 1991 (сб. МАНИ «Реки, озера, поляны») и «О работах, связанных с «Зооморфным дискурсом», 1996. КОММУНАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — психический феномен, предусматривающий расширенную шкалу субъективности и обусловленный необычайными масштабами стереотипизации (не путать с «коллективным бессознательным» Юнга). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., AdMarginem, 1998. КОММУНАЛЬНЫЕ ТЕЛА — коллективные тела на стадии первичной урбанизации, когда их агрессивность усиливается под влиянием неблагоприятного окружения. Особое значение для формирования этого термина имели работы И.Кабакова, В.Пивоварова, В.Сорокина и Мед-герменевтики, а также беседы с А.Монастырским и И.Бакштейном. М. Рыклин. Террорологики... с. 11-70, 185-221. КОММУНАЛЬНЫЙ МОДЕРНИЗМ (KM) — комплекс эстетических взглядов и установок, практиковавшихся альтернативными советскими художниками и литераторами с конца 50-х по начало 70-х годов. Коммунальность KM — в том, что его представители были объединены в неформальные коллективные тела, но не в принудительном (институциональном) порядке, а на добровольной (контрактуальной) основе. Поэтому речь в данном случае идет о «контрактуальной коммунальности». Коммунальный постмодернизм (КПМ) возник в начале 70-х годов и — начиная с этого момента — развивался параллельно с КМ. Частью КПМ является Московский коммунальный концептуализм (МКК). В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998. КОСМОНАВТЫ, ТИТАНЫ, КОЛОСНИКИ, КОРОТЫШКИ, ГРУЗИНЫ — пять «бесплотных чинов» советского коллективного сознательного, которые представлены в архитектурно-скульптурно-парковом сакральном дискурсе ВДНХ. А. Монастырский. ВДНХ-столица мира, 1986. КПП (Коллективное Психоделическое Пространство) — грандиозный резервуар психоделических эффектов, откуда «всеобщее» черпает нужный материал в соответствии с текущими потребностями конъюнктуры фантазмов. КПП в некоторых случаях становится частично обозримым с площадки ИПП и даже проводит частичные самоинвентаризации с помощью таких площадок. МГ. В поисках ИПП, 1989. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР, 1991. (Термин П. Пепперштейна.) КРАЕВЕДНОСТЬ — фигура дискурса, в свете которой западные групповые выставки московского концептуального искусства конца 80-х - начала 90-х годов обнаруживались как традиционные региональные выставки с привкусом этнографических (типа «австралийских художников-аборигенов» и т.п.), а не как выставки представителей эстетического направления современного искусства. А. Монастырский, С. Хэнсген. Два кулика, 1992. КРЕПЕЖ («связанность», «футлярность», «витринность», «полочность») — работы со «снятым» дискурсом, «пустым местом философствования» (в стиле «этического» концептуализма). Художественная (пластическая) предметность «техницизмов» как плана содержания, возникшая в эстетике позднего концептуализма в середине 80-х годов (например, «Куда идут эти белые человечки?» И. Кабакова, тетрадь «Шли годы» Ю. Лейдермана, работы с веревочными «обмотками» А. Монастырского - «Музыка согласия» и др.). Л. Монастырский, И. Бакштейн. ТСО или черные дыры концептуализма (1986) в сб. МАНИ № 1 «Ding an Sich», 1986. А. М. Земляные работы, 1987 (с. 542 в «ПЗГ). КРЕСТЬЯНЕ В ГОРОДАХ — обозначение номадической крестьянской массы, затопившей города СССР после насильственной коллективизации и полностью изменившей их экономическую и культурную инфраструктуру. Террор был не просто направлен против этой массы (что ясно на уровне здравого смысла), но и укоренен в ее огромном деструктивном потенциале, связанном с отсутствием у нее навыков жизни в городской среде и травмой форсированной индустриализации. Термин употреблялся М.Рыклиным в беседах с А.Монастырским в 1986-1987 годах ив ра- боте над оставшимся в рукописи трудом «Российское общественное сознание» (Институт философии, 1984-1986). КРУГ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ — термин Программы работ, призванный заменить такие мало что в то время и в той ситуации означающие понятия, как «читатели», «публика» и т.д. Предполагалось, что основные идеи и художественные жесты Программы должны иметь хождение в этом обозначенном «Круге». Кроме того, более или менее активное участие К.З.Л. в Программе было необходимым условием самого ее существования. Роль Автора сводилась к роли инициатора, провокатора тех или иных действий со стороны К.З.Л. Л. Рубинштейн. Работы 1975г. Л ЛИВИНГСТОН В АФРИКЕ — самоопределение культурного положения и мироощущения участников школы московского концептуализма в России. Термин А. Монастырского в диалоге И. Бакштейна и А. Монастырского «Вступительный диалог к сборнику МАНИ «Комнаты», 1986. ЛЫЖНИК — одна из двух основных дискурсивных фигур «скольжения без Обмана» (вторая фигура — Колобок). С. Ануфриев. На склоне горы, 1993. М МАНИ — Московский архив нового искусства. В конце 70-х годов термин введен А. Монастырским (при участии Л. Рубинштейна и Н. Алексеева) для обозначения круга московских концептуалистов (периода второй половины 70-х и до конца 80-х годов, т.е. до появления термина НОМА). Первая папка МАНИ- 1981 год (составлена А. Монастырским). МЕНТАЛЬНЫЙ ПОП-АРТ — как, например, Энди Уорхол в изобразительном искусстве эстетизировал банальные вещи, точно так же могут быть причислены к серьезной философии совершенно идиотские и банальные идеи. С. Гундлах. Персонажный автор, 1984. МЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ — утвердившаяся в последние годы стратегия отстояния ху- дожника от текстов, жестов и поведения предполагает временное «влипание» его в вышеназванные язык, жесты и поведение ровно на то время, чтобы не быть полностью с ними идентифицированным, — и снова «отлетание» от них в метаточку стратегемы и не «влипание» в нее на достаточно долгое время, чтобы не быть полностью идентифицированным и с ней, — и называется «мерцательностью». Полагание себя в зоне между этой точкой и языком, жестом и поведением и является способом художественной манифестации «мерцательности». Д. А. Пригов. Предуведомление к одному из сборников начала 80-х годов. МЕТАБОЛА — тип метафоры (в постмодернистской поэтике), которой a priori присвоен статус «экскремента», статус «отходов жизнедеятельности» (что требует разработок специальных канализаций для этих «токсичных» отходов). МГ. Текст «Метаболика» в книге «Латекс», 1988. МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ТЕЛО — тело, перманентно становящееся фантазмом. Является типом отходов, возникающих при производстве и использовании метафор. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. П. Пепперштейн. Сексопатологи» метафорических тел, 1988. МЕТРОДИСКУРС — совокупность речевых практик, связанных со строительством московского метро, замысленного партией как «лучшее в мире», беспрецедентный по удобствам и насыщенности художественными артефактами. М.Рыклин. «»Лучший в мире»: дискурс московского метро» (по-русски «Wiener SlavischerAlmanach», 1995, по-немецки в «Lettre Internationale», 1995). М. Рыклин. «Метродчскурс», 1996. МОКША — Московская концептуальная школа. Третий этап развития московского концептуализма (после МАНИ и НОМЫ ). Термин введен А. Монастырским в процессе интерпретации фильма «Dead alive» в 1993 году. См. также письмо А. М. к С. Хэнсген от 28.10.1993 г. МОНГОЛЬСКОЕ ОКОШКО — геральдический стереотип венка-окна, используемый в гербах всех социалистических стран. Одна из оптико-инструментальных фигур (гаджетов) в галлюцинозе. МГ. Боковое пространство сакрального в СССР. 1991. (Термин П. Пепперштейна.) МОСКОВСКИЙ КОММУНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ — содружество московских альтернативных художников, которые создавали текстовые объекты и языки описания, а также работали в жан- ре перформанса. Для многих из них коммунальные и авторитарные речевые практики служили объектом сознательной или бессознательной рефлексии. В. Тупицын. Коммунальный (пост)модернизм. М., Ad Marginem, 1998. МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ — романтический, мечтательный и психологизирующий вариант международного концептуального искусства 60—70-х годов. Б. Гройс. Московский романтический концептуализм. «А-Я» № 1, 1979. МУЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — то, благодаря чему происходит перенос (трансфер) инстинкта самосохранения с физического тела индивида на результаты его деятельности, заслуги и достижения — достижения в области культуры, науки и т.д. Соответственно, музеологическая функция задается формулой «Я — наследие». В. Тупицын. Музеологическое бессознательное. Парашют, 1998. Н НАРЕЗАНИЕ — принцип работы с текстом, применявшийся в практике МГ, когда дискурс на ту или иную тему направлялся содержанием цитат из книг, вслепую выдернутых из шкафа и открытых наугад. П. Пепперштейн. Метафорические тела Ульяновых, 1988. НЕДОНОС БАНКИ — метод прекращения процесса в самый кульминационный момент. Прекращение формообразования в момент его начала. В. Захаров. Fama & Fortune Bulletin, 1991 (7), Wien. НЕЗАЛИПАНИЕ — двойственное отношение к своему «Я», своему месту в мире, своему занятию, которое лучше всего определить как своеобразное «мерцание»: то ты попеременно находишься внутри всего этого, то снаружи. Это «мерцание» происходит постоянно, в одном и том же ритме — то ты сохраняешь свой «идентитет», то теряешь его; то совмещаешь себя со своей профессией или делом, то—в следующее мгновение - оставляешь их. И. Кабаков. НОМА, Kunsthalle Hamburg, 1993. НЕЗАМЕТНОСТЬ — одна из «Категорий КД». В значении «демонстрационная незаметность» — эстетический прием, предполагающий наличие какого-либо (часто — основного) события в той пространственно-временной зоне общей событийности акции, которая «здесь и теперь» находится за пределами внимания и интереса зрителей. В значении «экспозиционная незаметность» — скрытый от автора на первом этапе его работы элемент механизма творческой избирательности, влияющий на построение работы (например, история с коробкой из-под люстрового светильника, из которой была сделана работа А.М. «Пушка» в 1975 г., построенная на соотношении светового и аудиального впечатлений). А. Монастырский. ЦЗИ-ЦЗИ, 1985. (Термин «Незаметность» в первом значении разработан при участии Н. Паниткова.) (ПЗГ- с. 408.) НЕИЗВЕСТНОЕ — центральная категория медгерменевтического дискурса. «То, что находится за поверхностью (карти- ны и т.п.) и что нельзя распознать в качестве наличествующего или невозможного, операторами которого являются допущения и оговорки как варианты одного и того же». — С. Ануфриев. Сергей Волков. 1989. Формула Неизвестного: «Нам точно известно, что нам неизвестно, известно ли нам неизвестное или неизвестно». — П. Пепперштейн. Идеология Неизвестного, 1988. НЕОЛЖЕИСКУССТВО — согласие называть современное искусство «лжеискусством» по сформировавшейся с юности привычке находить подобное определение современного искусства в доступной (советской) литературе 60—70-х годов. Приставка «нео» здесь указывает на то, что автор и себя считает работающим в этой традиции лжеискусства: «Я всю жизнь мечтал делать Настоящее искусство, но всегда получалось только современное». Ю.Альберт, Серия работ «Элитарно-демократическое искусство», 1987. НИ УМУ, НИ СЕРДЦУ — термин С. Ануфриева. Определение автором не предоставлено. (Название одного из этапов первой выставки КЛАВЫ, 1987.) НОВАЯ ИСКРЕННОСТЬ — в пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирическо-исповедальному дискурсу и может быть названо «новой искренностью». Д. А. Пригов. Предуведомление к текстам «Новая искренность», 1984. НОМА — введен П. Пепперштейном для обозначения круга московского концептуализма (этот термин заменил термин «Круг МАНИ» в конце 80-х годов). НОМА означает «круг людей, описывающий свои края с помощью совместно вырабатываемого комплекса языковых практик». Термин образован от слова «Ном», которым обозначались в Древнем Египте части расчлененного тела Озириса. «Номы» — территориальные единицы Древнего Египта, в каждой из которых, по преданию, была захоронена одна из частей тела Озириса. П. Пепперштейн. Доклад «Идеологизация неизвестного», прочитанный на семинаре «Новые языки в искусстве» в МГУ в январе 1988 г. О ОБСОСИУМ — феномен в гносеологической упаковке. (В варианте А. М. — «Обсосы».) В. Сорокин. Из разговоров и текстов начала 80-х годов. ОКНА — конструкции, имитирующие реальные окна и являющиеся гибридом окна и картины, претендующие на демонстрацию сути картины. «Картина есть окно в мир». Альберти. И. Чуйков, 1967 (начиная с картины «Окно I»). ОМЫ — трансмутационные монады отдельной металичности, способные к вербализации, текстуализации и воплощению в образы. Омы легко вплетаются в различные знаковые узоры, будь то тексты, изображения или фотографии. Омы отдельных личностей часто вступают в соединения, «связки» с омами других лич- ностей, животных и вещей, образуя двойные, тройные и многочленные (коллективные) омы. Примером такой коллективной омы является НОМА. В. Пивоваров. Метемпсихоз, 1993. ОНАНИУМ — эстетический аутоэротизм. В. Сорокин. Объект «Онаниум», 1988. ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ИЗБУШКА — название (почетное), присвоенное Пустотному Канону МГ. П. Пепперштейн. Письмо к С. Ануфриеву из Праги от 18 февраля 1988г. ОТКРЫТАЯ КАРТИНА — если классическая картина, которая в основном сохранила свои особенности и в эпоху модернизма, представляет собой замкнутое пространство, самодостаточный имманентный «мир в себе», то открытая, концептуальная картина — разомкнута. Она разомкнута, во-первых, в сторону зрителя. Она как бы постоянно не закончена, постоянно в работе и обретает смысл только в контакте, в диалоге со зрителем. И, во-вторых, она открыта в сторону других картин или художественных объектов, т.е. она исключительно контекстуальна и может быть «прочитана» только в связи с другими картинами-текстами. В. Пивоваров. Разбитое зеркало, 1977. ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ, ИЛИ ОТ ДЮШАНА К ДЮШАНУ — метод вторичного открытия Америки или изобретения уже Известного. Метод не предполагает ничего нового, ничего новаторского, ничего оригинального. В. Захаров. Последняя прогулка по Елисейским полям. — Кельнский Кунстферайн. Издательство Кантц, Остфильдерн, 1995. П Ш ШАГРЕНЕВЫЙ ЭФФЕКТ — метод удержания в минимально активном состоянии культурной парадигмы минимальными средствами и минимальным количеством людей. В. Захаров. Пастор №2, 1922. ШИЗОАНАЛИЗ — термин Делёза-Гватари из их знаменитой книги «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения». Маркирует отличие концепции авторов от психоанализа как репрессивной, ориентированной на переоценку роли семьи (фамилиализм) и невроза практики. Резко поднимает акции «состоявшегося шизофреника», «машин желания», записывающих свои импульсы на «теле
Category: Noutăţi | Views: 1063 | Added by: neurologia | Rating: 0.0/0
Total comments: 0
Only registered users can add comments.
[ Sign Up | Log In ]