Noutăţi [231] |
Atestare [5] |
Perfecţionare [191] |
Anunţuri [22] |
- 2008 Noiembrie
- 2008 Decembrie
- 2009 Ianuarie
- 2009 Februarie
- 2009 Aprilie
- 2009 Mai
- 2009 Iunie
- 2009 Iulie
- 2009 August
- 2009 Septembrie
- 2009 Octombrie
- 2009 Noiembrie
- 2009 Decembrie
- 2010 Ianuarie
- 2010 Februarie
- 2010 Martie
- 2010 Aprilie
- 2010 Mai
- 2010 Iunie
- 2010 Iulie
- 2010 August
- 2010 Septembrie
- 2010 Octombrie
- 2010 Noiembrie
- 2010 Decembrie
- 2011 Ianuarie
- 2011 Februarie
- 2011 Martie
- 2011 Aprilie
- 2011 Mai
- 2011 Iunie
- 2011 Iulie
- 2011 August
- 2011 Septembrie
- 2011 Octombrie
- 2011 Noiembrie
- 2011 Decembrie
- 2012 Ianuarie
- 2012 Februarie
- 2012 Martie
- 2012 Aprilie
- 2012 Iunie
- 2012 Noiembrie
- 2012 Decembrie
- 2013 Ianuarie
- 2013 Februarie
- 2013 Aprilie
- 2013 Iunie
- 2013 Iulie
- 2013 Decembrie
- 2014 Ianuarie
- 2014 Februarie
- 2014 Martie
- 2014 Septembrie
- 2017 Ianuarie
11:58 С возрастом люди действительно становятся мудрее | |
Когда пожилые люди не могут вспомнить имена гостей на приеме, обычно они считают, что стали хуже соображать. Однако в последнее время появляется все больше исследований, которые опровергают это предположение. На самом деле, как обнаружили ученые, с возрастом мозг просто начинает воспринимать больше информации и ради долгосрочной выгоды отсеивает лишние данные. Обзор подобных исследовательских работ приведен в новом издании книги по неврологии “Прогресс в исследованиях мозга”. У некоторых людей мозг с годами действительно слабеет. Болезнь Альцгеймера, например, поражает 13% американцев в возрасте старше 65 лет. Однако у большинства пожилых людей, как утверждают авторы, значительная часть изменений связана с изменением фокуса внимания – им становится труднее зафиксировать конкретный факт вроде имени или номера телефона. Иногда это доставляет неприятности, однако зачастую такое изменение полезно. “Возможно, рассеянное внимание не такая уж плохая вещь, – говорит Шелли Карсон, психолог из Гарвардского университета, работу которой цитирует упомянутая книга. – Она позволяет увеличить объем информации, которую можно затем использовать в сознательной деятельности”. Так, в ходе одного из экспериментов испытуемых просили прочитать несколько абзацев, в которые были в неожиданных местах включены лишние слова и фразы. Пожилые люди в возрасте 60 лет и старше работали с текстом гораздо медленнее, чем участвовавшие в исследовании студенты. Однако студенты читали текст с одинаковой скоростью, независимо от значения “лишних” слов, а пожилые люди начинали читать еще медленнее, когда содержание данных слов касалось темы текста. Это свидетельствует, что старики не просто спотыкались о лишнюю информацию, а воспринимали и усваивали ее. Когда же представителям обеих групп задали вопросы, ответами на которые служили слова, размещенные в “неправильном” месте, пожилые участники отвечали лучше, чем студенты. “Молодые люди словно бы и не отвлекались, – говорит автор обзора Линн Хэшер, профессор психологии из Университета Торонто и старший научный сотрудник Исследовательского института Ротмана. – Однако пожилые люди усвоили дополнительную информацию и потому лучше справились с поставленной задачей. Они способны переносить информацию, усвоенную в одной ситуации, на другую”. Подобное умение может приносить значительную выгоду в реальной жизни, где не всегда понятно, какая информация важна, а какая станет важной только в будущем. Неважные, казалось бы, данные или предположения, которые хранит память, могут обрести новое значение в том случае, если первоначальный план действий поменяется. А дополнительные детали, на которые вы обратили внимание, – например, что человек зевает или нервно ерзает – могут позволить вам оценить, какое в действительности впечатление произвели те или иные слова. “Широкий круг внимания позволяет пожилым людям узнать о ситуации в целом больше, а также по косвенным признакам понять суть происходящего лучше, чем молодым, – объясняет доктор Хэшер. – Мы полагаем, что данная особенность в значительной степени объясняет, почему мы считаем стариков более мудрыми”. В 2003 году доктор Карсон с коллегами из Гарварда провела исследование, где проверялась способность студентов отсеивать неважную информацию в условиях множества раздражителей. Оказалось, что чем более творческая натура у студента (это определяли по опросным листам), тем больше проблем у него возникало при попытке игнорировать ненужные сведения. Недостаточная способность фильтровать информацию и расставлять приоритеты может способствовать оригинальному мышлению, сделали вывод ученые. Этот феномен, говорит доктор Карсон, часто связывают с недостаточной активностью префронтальной коры головного мозга. Как показали исследования, люди, у которых в результате травмы или болезни снизилась активность этой области, начинают активнее интересоваться творчеством. Как говорит профессор психологии Джеки Смит из Института социальных исследований Мичиганского университета (в нынешнем исследовании она не участвовала), существует специальное слово для обозначения способности мозга воспринимать информацию и отводить ей необходимое место – это слово “мудрость”. “Эти открытия очень укладываются в наше понимание того, что такое мудрость, – указывает она. – Если пожилые люди получают больше информации о некой ситуации, а затем способны соединить эти данные со своим более значительным запасом общих знаний, у них будет явное преимущество”. The New York Times | |
|
Total comments: 0 | |