Noutăţi [231] |
Atestare [5] |
Perfecţionare [191] |
Anunţuri [22] |
- 2008 Noiembrie
- 2008 Decembrie
- 2009 Ianuarie
- 2009 Februarie
- 2009 Aprilie
- 2009 Mai
- 2009 Iunie
- 2009 Iulie
- 2009 August
- 2009 Septembrie
- 2009 Octombrie
- 2009 Noiembrie
- 2009 Decembrie
- 2010 Ianuarie
- 2010 Februarie
- 2010 Martie
- 2010 Aprilie
- 2010 Mai
- 2010 Iunie
- 2010 Iulie
- 2010 August
- 2010 Septembrie
- 2010 Octombrie
- 2010 Noiembrie
- 2010 Decembrie
- 2011 Ianuarie
- 2011 Februarie
- 2011 Martie
- 2011 Aprilie
- 2011 Mai
- 2011 Iunie
- 2011 Iulie
- 2011 August
- 2011 Septembrie
- 2011 Octombrie
- 2011 Noiembrie
- 2011 Decembrie
- 2012 Ianuarie
- 2012 Februarie
- 2012 Martie
- 2012 Aprilie
- 2012 Iunie
- 2012 Noiembrie
- 2012 Decembrie
- 2013 Ianuarie
- 2013 Februarie
- 2013 Aprilie
- 2013 Iunie
- 2013 Iulie
- 2013 Decembrie
- 2014 Ianuarie
- 2014 Februarie
- 2014 Martie
- 2014 Septembrie
- 2017 Ianuarie
21:27 Дыхательные психотехники и измененные состояния сознания | |
Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр
феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у
больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенные в группу
по одному единственному признаку - отличию от " нормального" ,
повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в
котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание
исследователей различных специальностей.
По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний. Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека.Однако, до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразные методологический подход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и ииследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека.
Современные представления о месте и роли измененных состояний сознания в жизни и деятельности человека. Обнадеживающие события в области постижения природы человека и его сознания начали происходить чуть более двух десятилетий назад. В 7О-ых годах были заново открыты и вошли в широкую психотерапевтическую практику дыхательные методы. В 1974 году вышла в свет книга Леонарда Орра и Сандры Рей " Возрождение в Новом Веке" , в которой рассказывалось о применении в психотерапии и самопознании техники " возрождения" (ребефинг), основанной на каталитическом действии интенсивного дыхания в процессе интеграции сознания. Это был первый шаг: физиологический процесс дыхания изменяет состояние сознания, переводя его на качественно новый уровень - интеграции, и интегрированное сознание перестраивает тело, восстанавливая нарушенные функции, достигая состояния целостности человеческой личности как таковой, и человека и Мира. Однако, ребефинг был и остается психотехникой, то есть практической методикой, нацеленной на конкретный результат, а не философской концепцией, объясняющей Мир. Работами Джима Леонарда и Фила Лаута ребефинг был оформлен в стройную психотехническую систему со своей " философией для внутреннего использования" , философией принятия и трансформации в радость; но эти же авторы однозначно заявляют: ребефинг не есть лечение, религия, психология, медицина, гипноз или что-либо иное, примыкающее к ним; но это и не их замена. Ребефинг - это современный совершенный метод самопомощи, дающий человеку позитивные и глубоко детализированные представления о его разуме, теле и эмоциях. Он дает возможность разуму и телу осторожно перестроить себя таким образом, чтобы увеличить ощущение счастья, эффективность деятельности и улучшить состояние здоровья. Известный трансперсональный психолог и психотерапевт, С.Гроф в своих первоначальных экспериментах по использованию дыхания в психотерапии отталкивался от работы Л.Орра и С.Рей. В конце 70-ых годов он применял интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, т.е. форсированного выдоха) для освобождения эмоциональных напряжений, вскрывшихся, но не нашедших разрешения в сеансе психоделической терапии. Вскоре после введения окончательного запрета на применение психоделиков в психотерапии Гроф обнаружил,что интенсивное дыхание в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой участников может вызывать переживания эффекты, аналогичные тем, которые возникали в сеансах психоделической терапии. Работая в этом направлении, С.Гроф и его сотрудники создали уникальную психотерапевтическую методику, названную ими холотропной терапией (холономической интеграцией). Термин " холотропный" означает " направленный на восстановление целостности" . Основная философская предпосылка такой стратегии строитс на том, что каждый человек нашей культуры функционирует гораздо ниже своих реальных потенциальных возможностей и способностей, и такое обеднение происходит потому, что индивидум идентифицирует себя только с одним из аспектов своего бытия, физического тела и эго. Эта ложная идентификация приводит к лишенному аутентичности нездоровому и неполному, обедненному образу жизни, способству развитию эмоциональных и психосоматических расстройств психогенного характера.Развитие симптомов дистресса, не имеющих органического происхождения, можно рассматривать как показатель того, что личность, опирающаяся на ложные предпосылки, достигла критического момента, когда с очевидностью ясно, что прежний образ жизни не только " не работает" , но уже и несостоятелен. Это может сказываться на некоторых определенных областях жизни, таких как брак и секс, профессиональная деятельность, различного рода стремления и цели, или же может быть проявлено одновременно во всех областях жизни, оказывая свое разрушительное воздействие.Продолжительность и глубина такого срыва вполне соотносятс (коррелируют) с развитием психотических явлений. Возникающая в результате стуация оказывается кризисной или даже критической, но и одновременно очень плодотворной, таящей большие возможности. Обнажившиеся симптомы отражают попытку организма освободиться от застарелых стрессов и травм и вернуться к естественному функционированию. В то же время все эти проявления по смуществу характеризуют процесс выявления истинной личности и той размерности бытия, которая соразмеряет человека со всем многообразием существования. Если условия благоприятны, этот процесс имеет радикальный результат - разрешение проблем, психосоматическое исцеление и эволюцию сознания, и следовательно, его можно считать исключительно благотворной, спонтанно проявленной, оздоровительной деятельностью организма, которую следует всячески поощрять и поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии является основным кредо холотропной терапии. Основная цель методов практической психотерапии состоит в активизации бессознательного, освобождении Энергии, " застрявшей" в эмоциональных и психосоматических симптомах, и преобразовании стационарного баланса энергии, включенной в поток опыта (переживаний). Холотропная терапия способствует активизации бессознательного, оказывая столь мощное воздействие , что вызывает неординарные состояния сознания. Ее главное кредо состоит в признании потенциала бнеобычных состояний сознания, способных к трансформации и эволюции и обладающих оздоровительным воздействием. Поскольку в этих состояниях сознания человеческая психика, как представляется, оказывается способной к спонтанной целительной активности, холотропная терапия испоьзует методы активизации психики и индуцирования необычных состояний сознания. Это, как правило, приводит к изменению динамического равновесия исходных симптомов, трансформируемых в поток необычных переживаний, исчезающих в этом процессе. | |
|
Total comments: 0 | |