Noutăţi [231] |
Atestare [5] |
Perfecţionare [191] |
Anunţuri [22] |
- 2008 Noiembrie
- 2008 Decembrie
- 2009 Ianuarie
- 2009 Februarie
- 2009 Aprilie
- 2009 Mai
- 2009 Iunie
- 2009 Iulie
- 2009 August
- 2009 Septembrie
- 2009 Octombrie
- 2009 Noiembrie
- 2009 Decembrie
- 2010 Ianuarie
- 2010 Februarie
- 2010 Martie
- 2010 Aprilie
- 2010 Mai
- 2010 Iunie
- 2010 Iulie
- 2010 August
- 2010 Septembrie
- 2010 Octombrie
- 2010 Noiembrie
- 2010 Decembrie
- 2011 Ianuarie
- 2011 Februarie
- 2011 Martie
- 2011 Aprilie
- 2011 Mai
- 2011 Iunie
- 2011 Iulie
- 2011 August
- 2011 Septembrie
- 2011 Octombrie
- 2011 Noiembrie
- 2011 Decembrie
- 2012 Ianuarie
- 2012 Februarie
- 2012 Martie
- 2012 Aprilie
- 2012 Iunie
- 2012 Noiembrie
- 2012 Decembrie
- 2013 Ianuarie
- 2013 Februarie
- 2013 Aprilie
- 2013 Iunie
- 2013 Iulie
- 2013 Decembrie
- 2014 Ianuarie
- 2014 Februarie
- 2014 Martie
- 2014 Septembrie
- 2017 Ianuarie
14:42 В поисках молекул памяти | |
Кратковременная память, согласно общепринятой в настоящее время точке зрения, заключается в протекании нервного импульса по замкнутому контуру из нейронов. Подобные кольцевые токи могут существовать до нескольких минут, в течение которых в кратковременной памяти сохраняется информация о том или ином событии. Что же касается механизмов образования долговременной памяти, здесь особой ясности достичь пока не удалось (по сути, это одна из самых малоисследованных зон в нейробиологии). В 60−х годах наиболее перспективной представлялась биохимическая теория долговременной памяти. Ее возникновение было вызвано наблюдавшимся в то время бумом молекулярной биологии, для которой ключевым являлось понятие информации. Исследуемые гигантские молекулы — белки, ДНК, РНК — отличались от гораздо более «скучных» малых молекул, с которыми приходилось иметь дело раньше, тем, что они содержали огромные массивы информации. А поскольку мозг — инструмент для переработки информации, логично было предположить, что его работа основана на использовании этих информационных макромолекул. Если ДНК служит носителем генетической памяти, то почему бы ей, РНК, или белкам не быть также носителем памяти мозга, выступать в роли «молекул памяти»? Подтверждением этой гипотезы был экспериментально доказанный факт усиления биосинтеза белков и РНК в мозге крыс, проходивших курс обучения тем или иным «полезным» навыкам (балансировке на проволоке, доставанию корма строго правой лапой и т. п.). При введении же в мозг крыс ингибиторов, блокирующих синтез РНК, их способность к подобному обучению резко падала. Позже были проделаны и более наглядные эксперименты для подтверждения биохимической теории памяти. Так, американский ученый Аллан Джекобсон в середине 60−х обучал крыс подходить к кормушке при вспышке света, после чего экстрагировал из их мозга РНК и вводил ее в пищеварительный тракт необученных особей. Те, как оказалось, тоже приобретали склонность подходить к кормушке при подаче световой вспышки, даже если та была пуста. Джекобсону удалось даже передать таким образом навык подхода к кормушке от крыс хомячкам. Подобные исследования проводились и на «человеческом материале». Например, американский исследователь Юэн Камерон добавлял в пищевой рацион пожилых людей с расстройствами памяти большие количества экстракта дрожжевой РНК. По его утверждениям, это значительно повышало способность его пациентов вспоминать события прошлого. Правда, скептики объясняли подобный исход улучшением общего психического состояния обитателей дома для престарелых от сознания того, что их поместили в клинику и проявляют к ним повышенное внимание в ходе эксперимента. Во всяком случае, большинство попыток воспроизвести эти результаты закончилось неудачей. Многочисленные проколы экспериментаторов привели к тому, что «биохимический энтузиазм» постепенно сошел на нет и за последние два десятилетия популярность этой теории памяти у мирового нейробиологического сообщества резко упала: работы, посвященные поискам магических «молекул памяти», сегодня уже практически не ведутся. Впрочем, справедливости ради отметим, что прямых экспериментов, сколько-нибудь убедительно опровергающих биохимическую теорию, тоже никому до сих пор осуществить не удалось. В настоящее время среди нейробиологов наиболее популярен комплексный подход к объяснению механизмов функционирования долговременной памяти: она представляется свойством мозга как системы в целом, а не его отдельных молекулярных или клеточных компонентов. В упрощенной интерпретации этого подхода переводу информации из краткосрочной памяти в долговременную соответствует образование синаптических связей между нейронами, и чем больше их возникает, тем «богаче» память индивидуума. Под влиянием каких-либо ощущений, мыслей или эмоций происходит припоминание — возбуждение отдельных нейронов активизирует весь ансамбль, ответственный за хранение той или иной информации (данный подход был впервые предложен американцем Доналдом Хеббом в 1949 году). Подобный взгляд на долговременную память подкрепляется следующим классическим экспериментом: если взять две одинаковые группы крыс и одну поместить в однообразные условия существования, а другой предоставить возможность развиваться, охотиться и растить потомство в обстановке, полной разнообразных впечатлений, то к концу жизни у представителей второй группы окажется примерно в сто раз больше связей между нейронами, чем у первых (из чего, по-видимому, следует, что престарелые «вольные крысы» значительно «мудрее» своих «ограниченных» собратьев). Однако в целом создается впечатление, что постулирование некоего универсального принципа работы долговременной памяти, базирующегося на динамических изменениях концентрации нейротрансмиттеров в синапсах, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. По сути, вплоть до недавних успехов с белками CREB и альфа-CaMKII о самом механизме образования межнейронных синаптических связей было известно совсем немного. Проведенные этой весной исследования Силвы и Фрэнкланда — безусловно, важный шаг к пониманию механизмов этого процесса. В ходе экспериментов над многострадальными мышами у части особей искусственно понижался уровень содержания в организме белка альфа-CaMKII, но никакого «насилия» над гиппокампом, ответственным за перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, не производилось. Другая часть животных вообще была оставлена без изменений. Далее обе группы испытуемых обучались стандартному набору действий и демонстрировали в учебе схожие краткосрочные успехи. Однако при повторном тестировании через несколько дней после обучения мыши с дефицитом белка в отличие от здоровых особей полностью утратили приобретенные навыки. Из этого учеными был сделан вывод о повреждении механизма запоминания у мышей из первой группы — обедненная белком кора их головного мозга, несмотря на нормальную работу гиппокампа, оказалась не в состоянии перевести полученную в ходе обучения новую информацию в «перманентную форму». Тем самым авторам эксперимента удалось доказать, что белок альфа-CaMKII — важнейший элемент инициирования нервных межклеточных процессов, необходимых для работы долгосрочной памяти в коре мозга. Однако от выявления этого ключевого нейротрансмиттера до первых реальных успехов в практической плоскости (получения лекарственных препаратов, способных эффективно улучшать работу человеческой памяти) по-прежнему лежит дистанция огромного размера. Так, по мнению доктора биологических наук Ары Базяна из московского Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, ни один из созданных на сегодня препаратов для улучшения памяти не дает сколько-нибудь серьезного результата, а большинство сообщений о прорывах в этой области вызваны прежде всего «естественным стремлением исследователей привлечь под свои разработки побольше сторонних средств» | |
|
Total comments: 0 | |